Новый Порядок предусматривает два вида аттестации педагогов: на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
Аттестация на соответствие занимаемой должности обязательна (ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа проводит ее самостоятельно. Такой вид аттестации позволяет не только оценить «профпригодность», но и назначить педагога на должность, даже если он не имеет нужной спецподготовки или стажа работы, которые требуют ЕКС или профстандарт. Для этого комиссия должна выявить, что работник обладает достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности (п. 23 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Аттестацию педагогов на соответствие занимаемой должности организуйте один раз в пять лет. Для этого нужно создать комиссию, провести заседание и оформить документы – приказ, представление и протокол.
Аттестацию должны проходить все работники, которые занимают педагогическую должность минимум два года, и чья предыдущая аттестация по этой же должности была пять лет назад.
Для пяти категорий работников Минпросвещения сделало исключение (п. 22 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Если совместитель выполняет педагогическую работу в школе в такой же должности, что и по основному месту работы, он все равно должен проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности на общих основаниях с другими педагогами (п. 1 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Аттестационная комиссия оценивает работника на основе представления от работодателя (п. 10 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Аттестация педагогических работников
Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:
Заявление на аттестацию педагогический работник направляет в краевую аттестационную комиссию, в срок, определенный графиком аттестации.
Заявление на аттестацию в целях установления высшей квалификационной категории могут подать только работники, которые уже имеют или имели по какой-то из должностей первую или высшую категорию (п. 30 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Не позднее двух месяцев с момента регистрации заявления, на основании результатов экспертизы аттестационных материалов на соответствие региональным требованиям к результатам профессиональной деятельности, аттестационная комиссия выносит решение о соответствии квалификации педагогического работника требованиям первой или высшей квалификационной категории.
Решение вступает в силу со дня вынесения. Если педагог не согласен с результатами аттестации, то может обжаловать их – в досудебном и судебном порядке (п. 43 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Работник, который имел первую категорию и заявлялся на присвоение высшей, но ему отказали, сохраняет первую квалификационную категорию (п. 40 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Заново подать заявление на присвоение первой и высшей категории работник вправе только через год со дня, когда аттестационная комиссия приняла решение об отказе (п. 41 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Квалификационные категории сохраняются при переходе в другую организацию, даже если она расположена в другом субъекте России (п. 44 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). Более того, с сентября 2023 года новые присвоенные категории бессрочны, так как из Порядка аттестации убрали пункты о сроках их действия. Ранее полученные категории действуют в течение своего первоначального срока – пять лет (п. 2 приказа Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
С сентября 2023 года педагог с высшей квалификационной категорией, в том числе педагог дополнительного образования, вправе получить категорию «педагог-методист» и «педагог-наставник» (п. 45 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Автоматизированная система аттестации «Педагог».
Процедура аттестации педагогических работников организована в дистанционном режиме при помощи автоматизированной системы «Педагог» (далее – АСА), размещенной в сети Интернет. Специалистами краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования» (далее – ЦОКО) обеспечивается функционирование АСА. Утвержденные муниципальными органами управления образованием специалисты (далее – муниципальные координаторы), размещают в АСА электронные версии аттестационных документов педагогов (заявлений и описаний результатов профессиональной деятельности), направляемых в аттестационную комиссию. С документами работают эксперты и члены комиссии. По итогам экспертизы, согласно утвержденным срокам, проводятся заседания краевой аттестационной комиссии, в ходе которых заслушиваются доклады экспертов о результатах экспертиз и выносятся решения об аттестации педагогических работников.
Аттестация руководителей образовательных организаций
На основании приказа МО КК от 03.08.2016 № 38-11-04 , аттестация руководителя на соответствие занимаемой должности состоит из двух этапов:
1. прохождение тестовых испытаний в письменной форме;
2. собеседование с аттестационной комиссией в устной форме.
Тестовые испытания проводятся в письменной форме дистанционно. Прохождение тестовых испытаний для руководителей осуществляется с использованием автоматизированной системы аттестации (АСА), размещенной в сети Интернет.
Организация проведения тестовых испытаний руководителей обеспечивается специалистами краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования»